Зачем в танках СССР стали крепить педали к потолку после Афганской войны?

На новых его от пола оторвали. Более того, в многочисленных современных рекомендациях по проектированию, идеальным способом решения считается крепление педального узла к верхнему броневому листу. Зачем это надо?

Практически с момента появления бронетехники стали придумывать способы эффективной борьбы с нею. Развивалась противотанковая артиллерия, вооружение самих машин. К началу Второй мировой войны одним из наиболее эффективных методов вывода техники из строя стали считать и противотанковые мины. Однако затраты, время требуемое на установку и стационарность минных заграждений не привели к широкому развитию этого способа. Минными полями прикрывали, как правило, заблаговременно возведенные укрепрайоны. В мобильной войне их роль оценивалась гораздо ниже.

Одним из основных требований к бронетехнике Советского Союза, разрабатываемой в предвоенный и военный периоды, была простота и технологичность, позволяющая наладить массовый выпуск. Крепление педального узла мехвода к полу отделения управления полностью этому соответствовало. Пол сам был несущей конструкцией, отсюда минимум деталей, простые соединения приводных тяг, не требующие сложной регулировки. О каких-либо специальных мероприятиях по усилению защиты экипажа от подрыва на мине особо не задумывались.

В принципе, на этом этапе все было правильно. Согласно статистическим данным по основным причинам потерь советских танков за всю войну, на долю мин приходятся скромные 5%. В первой половине войны немцам ставить минные заграждения было незачем, а во вторую особо некогда. Так что и эти 5%, в основном, приходятся на бои в Восточной Германии, когда при штурмах укрепрайонов на минах подрывались до половины машин, шедших в атаку. Так что особых поводов для беспокойства не было.

В Корейской войне только за первые пять недель боев было уничтожена половина САУ и танков северокорейской армии. Но основным врагом брони стала авиация. Из 313 безвозвратно потерянных танков Т-34-85 и САУ СУ-76 всего две машины подорвались на минах. В Египетских войнах танки воевали с танками. Во Вьетнаме первые годы использовались в основном противопехотные мины, зачастую самодельные, не причинявшие серьезного вреда американской технике.

Только в 1969 году с началом поставок советских мин ТМК-2 потери американцев в бронетехнике настолько возросли, что ее практически вывели из состава частей, пехоту стали пересаживать на вертолеты. Но американский опыт остался незамеченным.

С самого начала ввода ограниченного контингента войск в Афганистан все пошло по другому сценарию. Бронетехника у моджахедов практически отсутствовала. Основным врагом советской брони стали гранатомёты, а также самодельные фугасы и противотанковые мины. Всего было потеряно 168 танков и гораздо больше менее защищенных БТР и БМП, 1314 штук. Подавляющее большинство вследствие подрыва.

Основной боевой техникой, используемой в Афганистане, были танки Т-55 и Т-62, а также легкие гусеничные БМП-1, БМД и колесные БТР-60ПБ, БРДМ-2. Они появились на свет уже после Второй мировой, но проектировались по тем же классическим канонам. И тут выяснилось, что даже если мощности заряда не хватило для пробития днища (в этом случае вообще говорить не о чем), экипаж и десант, как правило, теряет боеспособность. И не только вследствие оглушения или контузии. Гораздо опаснее контакт ступней с полом в момент подрыва. От ударного воздействия есть риск перелома голени, разрыв мышцы бедра и таза, возможно повреждение позвоночника.

Это стало одной из причин, из-за которой десант на маршах предпочитал садиться на броню, чем оставаться внутри машины. А что делать механику-водителю, у которого в силу специфики его функциональных обязанностей, ноги не только постоянно находятся на педалях, закрепленных на днище, но и частично опираются на пол отсека управления? Были зафиксированы случаи, когда собственные коленные чашечки служили смертельным снарядом для мехвода. Противоядие нашли. Но не сразу.

На сегодня, чтобы избежать травматических поражений ног, стандартным стали схемы, в которых ступни непосредственно не контактируют с полом. Для начала широкое распространение получили различного рода демпфирующие подставки под ноги, а сиденья усиленную амортизацию. Но это было половинчатым решением. Зачастую вынужденным, так как исходя из преемственности моделей бронетехники и особенностей изначально заложенных компоновочных решений, другие варианты просто не проходили.

В новейших машинах, которые в соответствии с расширением функций и изменением принципов тактического применения приобретают совершенно другие очертания, внедрение прогрессивных решений происходит гораздо проще. Как правило, они разрабатываются практически с нуля, так что предусмотреть все можно на начальных этапах проектирования. Обычно сиденья, как и педальный блок механика-водителя, прикрепляются к крыше или бортам, распространение получил фальшпол, крепящийся аналогично.

Встречаются варианты, когда они конструктивно выполнены одним узлом, педальный блок переносится на раму сиденья, прикрепленного к крыше. Это, кстати и улучшает эргономику, так как при переводе водителя из нижней «боевой» в верхнюю «по походному» позицию расположение педалей относительно сидений не меняется.

Разумеется, это не единственные методы для увеличения стойкости бронеавтомобилей к подрыву. К более глобальным мероприятиям можно отнести увеличение клиренса, днище V-образной формы, рассекающее ударную волну, различного рода защитные экраны и модульную компоновку, при которой отсутствуют жесткие связи с шасси.

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Зачем в танках СССР стали крепить педали к потолку после Афганской войны?
– У вас такая дача большая, неужели для нас места не найдётся? – сказала тетя Жанна, стоя в проеме калитки