В то воскресное утро две сестры и брат собрались на даче. Дом, хоть и просил ремонта, был добротным, крепким: его всего лет 30 назад построили, как раз когда родились близнецы Игорь и Света. На небольшом участке тоже все в порядке: ровненькие чистенькие грядочки, теплица. Первые огурчики и помидорчики уже собирают, смородина зреет, мангал рядом с беседкой ждет, когда зажгут огонь и начнут жарить мясо и овощи.
Но Анне, Игорю и Светланке сейчас не до веселья и не до отдыха. Месяц назад умерла их мама. И теперь все трое решали, как поступить с дачей. Мама в завещании разделила ее на троих, и теперь у каждого были свои планы.
— Я решила, что дом будем продавать. Мне нужны деньги на развитие бизнеса, — первой заявила Анна на правах старшей сестры.
— В смысле – продавать?! Пусть дача будет общей. Мы с пацанами хотим приезжать сюда. Будем рыбачить, подремонтируем дом, построим, наконец, бассейн. Места всем хватит, — поделился планами Игорь, отец двух непоседливых мальчишек-погодок.
— Конечно, не нужно ничего продавать, — согласилась Светланка, поглаживая животик. – Отдайте дом мне. Мы продадим квартиру, переедем сюда. Этот дом снесем и построим другой, побольше. Буду тут жить и работать.
Все трое со злостью посмотрели друг на друга: решить вопрос с наследством миром не получится
Мария улыбнулась: Бог подарил ей трех замечательных детей. Старшая, Анечка, когда родились близнецы Света и Игорек, сама стала помогать ей. А ведь девчонке было всего восемь лет! И посидит полчасика с малышами, и покормит их, и спать поможет уложить.
— Мамулечка, давай кашу сварю, а то ты с малышами даже не позавтракала.
— Спасибо, доченька, не откажусь. А ты же, вроде, собиралась погулять с подружками?
— Да я успею, сейчас тебе помощь нужна.
Мария в такие минуты вытирала слезы: хорошая дочка растет!
Муж Марии, Петр, с самой весны живет на даче: в прошлом году залили фундамент, и вот теперь он начал строить дом. Большой, в два этажа, чтобы у каждого была своя комната. Потом, когда вырастут дети, всем будет здесь удобно – так мечтала Мария.
Малышам исполнилось два года, когда вся семья впервые приехала на дачу. Дом, конечно, был не такой, как у богатых людей, но всем хватало места. И с тех пор на все лето семья перебиралась за город. После завтрака каждый брал грядочку и полол ее. А когда солнышко поднималось высоко, вся семья на велосипедах мчалась к реке – какой же отдых без купания!
— Эй, ребятня, я вот что придумал, — однажды заговорщически прошептал Петр. – Встаем утром рано и едем рыбачить.
— А как это? А где это? А у меня тоже будет удочка? – наперебой загалдели дети.
Анна, Игорь и Светлана сидели за столом в беседке и недоуменно смотрели друг на друга.
-И как нам быть? У каждого свои планы! – заговорила Света. – Мы, правда, очень хотим свой дом построить. В этот вкладываться нет смысла, да и маловат он. Я уже и проект заказала…
— Какой проект?! Надо продавать как есть! Сейчас земля в цене, я все проанализировала, это лучший момент для продажи! Покупатель уже есть, он готов за вид из окна заплатить в полтора раза больше самой высокой цены!
— Девчонки, вы чего! Этот дом папа строил, и я, сколько помню, ему помогал. Каждый гвоздик, каждую дощечку тут знаю. Что вы, это же память о родителях, память о детстве! – недоуменно разводил руками Игорь.
— Да знаешь, где я видала эту память?! Все детство на грядках горбатилась и вам сопли подтирала! – внезапно на повышенных тонах заявила Анна. – Дайте пожить для себя!
Младшие брат и сестра недоуменно посмотрели на нее: раньше Анна всегда говорила, что ей было в удовольствие возиться с малышней.
— И что, ты предлагаешь продать дом? Вспомни, мы тут всегда счастливы были! Тут столько друзей. Я хочу, чтобы и у моих сыновей было лето на даче, — разводил руками Игорь.
— Конечно, не надо продавать, я хочу жить за городом! У тебя, Аня, есть бизнес, ты всего сама можешь добиться. Ты, Игорек, можешь к теще на дачу пацанов возить. А я всегда мечтала жить за городом. Рисовать, работать и принимать клиентов – это же идеально для психолога — возразила ему Света.
— Вы оба с ума посходили! Продаем – и точка! Денег хватит каждому. Игорек – купишь себе поменьше дачу, Света – добавишь маткапитал и купишь домик. А мне для бизнеса прямо сейчас деньги нужны, — все больше расходилась Анна и краснела от злости.
В то утро Петр взял детей на рыбалку. Место выбрал знатное: бережок вроде и не высокий, но глубина начинается почти сразу. Удобно ловить! Дети уже ходили с ним на рыбалку, поэтому решил не повторять простые правила про удочки, крючки и край берега.
— Ой, папа, смотри как рыбка играется! – Света побежала прямо к краю берега, не удержалась и рухнула в воду.
Она первая доехала до места, бросила велосипед и увидела играющих в воде рыбок. И теперь девочка бултыхала руками и ногами, то погружалась под воду, то поднималась на поверхность. И почему-то гребла не в сторону берега, а от него.
Второй на берег выкатила Аня. Она сразу сообразила, что сестра не может выплыть, и с берега нырнула следом за ней. Тут подоспел Петр и вытащил девчонок. На все ушло не больше десяти секунд, но тогда казалось, прошло полчаса.
Потом были костер, уха, уроки плаванья, мамины причитания и строгий договор: держаться друг друга, чтобы не случилось беды
— Да ты когда в последний раз на даче-то была? – неожиданно зло сказал Игорь Свете. – Мы с женой тут постоянно с мамой жили, теплицу поставили, дорожки я доложил, которые папа не успел… Моя Ленка все эти грядки шестой год обрабатывает. А ты?
— А что я?! У меня двое детей! Уже почти три!
— Да что ты говоришь, а у нас что, не дети? И ничего, все успеваем!
— Да что ты говоришь?! А где же ты был, когда маме на даче стало плохо? Она только до меня смогла дозвониться! А если бы ты со своей Леночкой на даче был, ты бы успел ее до больницы довезти!
Брат и сестра зло смотрели друг на друга.
Это был день рождения мамы. Она напекла пирогов – ждала всех в гости. Приехали только Игорь и Лена с мальчишками. Света была со своими пациентами, Аня улетела в командировку. А отца уже три года как не стало. Последние дни мама жаловалась на сердце. Но сегодня, в день рождения, вроде, отпустило.
Игорь решил отремонтировать перила на крылечке, снял их, но обратно поставить еще не успел: мама позвала ужинать. Посидели спокойно, и тут младший сын свалился с крыльца и сильно рассек бровь. Нужно было везти, зашивать. Поэтому засобирались и уехали.
— Мамуль, с мелким все хорошо, рану обработали. Мы уже не поедем обратно, ложись спать, утром увидимся, — отзвонился и отчитался о походе к врачу Игорь.
И Мария осталась одна. Сидела в уютном кресле под яблонькой, смотрела на звезды и слушала мирное жужжание насекомых. И так хорошо было, спокойно, что даже сердце защемило от нежности к этому миру. Щемящая нежность вдруг перешла в настоящую боль, в глазах потемнело. Мария стала звонить детям, никто не отвечал.
Лишь часа через три перезвонила Света. Она долго слушала длинные гудки и, не дождавшись ответа, села в машину и поехала к маме на дачу.
— Мам, а чего это ты спать не идешь? – спросила дочь, заметив горящий в доме свет и маму, сидящую под яблоней. Мама молчала. Света тронула ее за плечо и внезапно поняла, что больше она ничего и никогда не ответит…
Аня хоть и много времени проводила с младшими, успевала и с ровесниками общаться. Велосипеды, купание в реке, ночные костры и печеная картошка, казаки-разбойники… А если лето было дождливым, то собирались компанией у кого-нибудь дома, резались в карты и лото, рассказывали истории. Золотое было время!
Аня заканчивала школу, когда у одного из друзей по даче появился мотоцикл с коляской. Раритет, от дедушки достался. Решили проверить на прочность и вшестером скатились на нем с горы. Итог – две сломанные руки, одна нога, три сотрясения, четыре фингала под глазами и одна сломанная ключица.
— Анечка, как же так? Ты же девочка! И шрам на всю жизнь останется. Хорошо, хоть пластину эту железную из ключицы уберут… — Мария гладила дочку, только-только отошедшую после операции, по голове.
— Мамочка, а как же экзамены?
— Учителя сказали, автоматом поставят, ты же умница, лучшая ученица в параллели!
— А Ваня? Ваня пострадал?
— Конечно! Отец его гонял по всему поселку, когда узнал, что это его мотоцикл!
— Ну мама!..
— Да не переживай, с ним как раз все в порядке. Сказал, что женится на тебе, раз уж допустил такое.
Конечно, Ваня не женился на Ане: ей, отличнице и краснодипломнице было «не по статусу» общаться с вечным троечником. Поэтому на следующее лето она переключила все внимание на Артема. Тот учился в МГИМО, а на лето приезжал на дачу. К Ане он относился несерьезно, решил, что это будет дачный роман – и не более. И когда появились «последствия» этого романа, просто сунул ей в руки конверт с деньгами и велел избавиться, пока не поздно. Больше детей Аня иметь не могла. Поэтому после университета с головой ушла в бизнес.
Словесная перепалка грозила перейти в наступление: все трое тяжело дышали, и, если бы взглядом можно было испепелить, дача уже давно сгорела бы.
— Это ты виноват!
— Сносить!
— Продавать!
— А ты где была?!
— Да я все детство на вас угробила!
— Вы бросили родителей!
— Хочу жить на природе!
— Заработай!
— Роди!
Претензии друг к другу сыпались со всех сторон. Родные люди, они знали слабости друг друга и сейчас били по самым больным местам. И тогда каждый решил идти ва-банк.
— Не можем договориться? Не нужен дом? Сейчас приедет бульдозер и сравняет все с землей. и вообще — кто вас звал на мою дачу? Дом мой по праву старшей сестры — заявила Анна.
— Да я лучше сожгу тут все!
— Девчонки, что вы творите!!!
Света притащила бутылку бензина, которую держали для культиватора и облила угол дома. Игорь бегал с ведрами и пытался смыть бензин. Аня схватила конфетницу, чтобы запульнуть ею в брата, и вдруг увидела на дне сложенный листок бумаги. Это было письмо. Странно, что его сразу не заметили.
Мария сидела в беседке. Третий день сердце сжималось так сильно, что дышать невозможно. Она дважды вызывала скорую, но молодая врачиха авторитетно заявляла, что это из-за за жары, велела не работать на грядках и беречь себя.
Руки потянулись за листочком, и вот, строчка за строчкой, на бумаге стали появляться слова.
«Солнышки мои любимые, я – самый счастливый человек оттого, что вы у меня есть. Мы с отцом мечтали о большой семье, о родовом доме, о том, чтоб проживем долгую и счастливую жизнь. Все так и вышло. Спасибо вам за то, что выросли такими замечательными людьми.
Анечка, ты меня удивила больше всех: ведешь такой сложный бизнес! Я уверена, что и семейное счастье у тебя будет. Помню о твоей беде, поэтому советую: подари любовь ребенку, который волей судьбы остался без родителей.
Игорь, ты оказался достойным сыном своего отца. Я горда тем, что ты вырос заботливым, внимательным, верным. Позаботься о сестрах. Они хоть и взрослые, но все же девчонки.
Светик, ты так тонко чувствуешь мир, его красоту, боли и радости людей, ты хороший психолог и великолепный художник. Не потеряй этот дар!
Дети мои, не ссорьтесь из-за дома. Это – то самое место, где вы можете быть собой. Я уверена, что вы найдете лучшее решение. Люблю вас. Ваша мама».
Все трое сидели молча и передавали друг другу письмо, снова и снова перечитывая последние мамины слова. Дачу решили не продавать.
Через год построили гостевой домик: когда у Светы были сложные пациенты, она приглашала их пожить на даче, и свежий воздух помогал вернуть спокойствие.
Аня вышла замуж за Ваню: они встретились на бизнес-форуме, и чувства вспыхнули с новой силой. Теперь у Ани есть дочь и сын, дети Ивана. Его жена погибла два года назад. И по секрету: у Анны появился шанс самой стать мамой, но это – пока секрет.
Игорь на даче постоянно ходит с инструментами: учит сыновей работать не только головой, но и руками. Мальчишки вместе с двоюродными братьями и сестрами так же, как и их родители когда-то, пекут картошку в костре, купаются, играют в казаки-разбойники, дышат и не могут надышаться красотой этого мира и берегут в сердце любовь друг к другу…