— Привет, Лизок! — К Лизе в прихожую ввалились брат, Антон, и его семейство. — Вот, мимо шли, решили заглянуть. Не прогонишь?
— Здравствуй, Антоша! Конечно, заходите! — Лиза была радушной и приветливой хозяйкой. Она всегда была рада гостям: зарплата ей позволяла кормить, поить, делать подарки многочисленным родственникам.
Дети давно выросли и обзавелись своими семьями и своими детьми, муж ушел к молодой секретарше, не справившись с комплексами. Ему срочно нужно было повысить самооценку, которая скатилась к нулю, после назначения жены на важную должность. Ведь и зарплата у неё теперь стала в несколько раз больше, чем у него. А это удар ниже пояса.
Сперва Лиза чувствовала себя одиноко в большом доме и с радостью принимала гостей на все праздники и по будням.
— Мам, я заеду на обед? — звонила ей дочь, которая работала недалеко от её дома. — У тебя ведь есть что-нибудь в холодильнике?
— Конечно, приезжай! — радовалась Лиза. Она по привычке готовила на целую семью, а есть было некому. — Только меня не будет, но ведь у тебя есть ключи.
Или на ужин мог забежать сын.
— У Маринки опять макароны. Надоели. Хоть у тебя поесть нормально! — жаловался он. — Надо прийти с ней к тебе, чтоб она поучилась у тебя готовить.
Потом дети стали приезжать без предупреждения и в её отсутствие, и когда она была дома. Частенько, вместе с супругами и детьми.
— Невозможно отказать себе в удовольствии поесть у тебя деликатесов и разносолов, — они даже не скрывали причин своего визита к матери. Внуки же знали, что у бабушки всегда есть для них подарки. И каждый раз получали новые игрушки, модные кроссовки или футболки. Первый вопрос у них был: «Бабушка, а что ты нам купила?»
Лиза любила баловать не только внуков, но и детей. Сыну дарила часы, наушники последних моделей. Дочери — серьги из драгметаллов или сумочки знаменитых брендов. Все к этому так привыкли, что воспринимали это. Как само собой разумеющееся.
Особенно все ждали праздников.
— Ну что, к маме? — звонила брату сестра.
— Конечно, к маме! — потирал руки тот.
— Что дарить будем? — по привычке спрашивала она, прекрасно зная ответ.
— А что ей подаришь? У неё всё есть! — хмыкал братец.
Даже на день рождения родственники приезжали к ней как правило без подарков, привозя с собой игристое и конфеты в коробках, которые она ставила на стол для них же.
Брат с семьёй не особо утруждался с выбором подарков. Один раз ей подарили несуразную копилку в форме свиньи.
— Можешь копить там монеты по десять рублей, потом подаришь деткам, — вручили ей свинью с этими словами, довольные своей находчивостью.
Еще одним подарком был настенный календарь с красавцами пожарными.
— Хоть полюбуешься на мужиков, раз своего не удержала, — посмеялся брат, думая, что это смешная шутка.
Лизу тогда покоробило от такого презента, а больше от сопроводительной речи, но она не подала вида, посмеявшись вместе со всеми.
— Семейство, рассредоточиться по комнатам! — отдал приказ Антон, даже не спрашивая Лизу. Она ведь рада видеть их.
— Ну что, пойдём, поедим? А то полчаса до тебя добирались, проголодались, — братец потирал руки.
— Вы же мимо шли?! — удивилась Лиза.
— А, ну да, — понял свою оплошность Антон, — мимо. В центральный магазин ездили. Рядом с тобой. Целый день проходили там. А детей уже кормить пора, вот и зашли к тебе. А иначе они нас съедят, не доедут до дома. Хотели в кафе зайти, но там так дорого! Вся зарплата уйдет, чтобы прокормить этих оглоедов.
— Что купили хоть в магазине? — Лиза не увидела ни одного пакета у семейства.
— Да что-то ничего не присмотрели, — ответила за Антона жена Вера. — Магазин для богачей у вас тут, что ли? Такие дикие цены!
— По-моему, везде такие цены сейчас, — пожала плечами Лиза, накрывая стол.
— Нам богатых не понять, — фыркнула Вера, но Антон тихонько ткнул её, чтоб она поменьше болтала.
— Тётя Лиза, а что ты нам купила? — прибежали двое племянников и запрыгали вокруг Лизы. — Мама сказала, что поедем к тебе, у тебя всегда поесть можно и подарки получить на Халяву. Только мы не знаем никакую Халяву. Нам на неё не надо подарки, нам на нас надо!
Вера густо покраснела, а отец цыкнул на сыновей и, словно извиняясь, пожал плечами. Дескать — дети, что с них взять.
Лиза только покачала головой. Такого она не ожидала. Но расстраивать детей не стала. У неё всегда в запасе были какие-нибудь интересные вещицы. Вот и в это раз она достала из шкафа детский бадминтон.
— Ура! — обрадовались мальчишки. — Мы на улицу, играть!
— Вы же хотели есть? — попыталась остановить детей Лиза, помня о неудавшемся походе семейства брата в кафе.
— Не, нас дома покормили! — бесхитростно выдал родительский секрет младший, и они со старшим выскочили во двор.
— Вот врушки какие, — нервно засмеялся Антон, поглядывая на жену, ища поддержки.
— А, да, я их покормила, только Антоше забыла сказать, — выкручивалась Вера. Судя по всему, это они с мужем хотели поесть на халяву, сэкономив кругленькую сумму.
Лизе было не жалко еды, но ей было неприятно, что её гостеприимством начинают нагло пользоваться.
Обед, как всегда, роскошный и изысканный, прошел в тягостном молчании.
— Ну, спасибо, — вытирая рот салфеткой, поднялся Антон из-за стола. — Шикарный обед! Умеешь ты удивить народ! Мы тогда пойдём, не будем тебя отвлекать от дел.
— Детей хоть покормите, — вздохнула Лиза. Те всё еще бегали на улице и лупили ракетками по воланчику.
— Ничего, дома поедят, — отмахнулась Вера, поспешно одеваясь.
— Рады были повидаться! — братец помахал рукой Лизе.
— Я тоже, я тоже… — Лиза закрыла дверь за нежданными гостями и задумалась. Что-то она делала не так. Когда это радость от приёма гостей превратилась у неё в рутину, а родственники в нахлебников?
Из раздумий её вывел звонок в двери.
«Кого опять принесло?» — подумала Лиза и устыдилась своих мыслей. Еще вчера она так ни за что бы не подумала.
— Лизка, открывай скорей, у меня руки затекли! — раздался голос подруги из-за дверей.
— Ритка! — обрадовалась Лиза и бросилась открывать.
— Тебя пока дождёшься, руки отвалятся! — ворчала лучшая подруга Маргарита, затаскивая полный пакет с названием продуктового магазина.
— Ты чего притащила? У меня же всего полно! Хотя нет, — Лиза прикусила язык — она вспомнила, что гости прикончили большую часть продуктов, — уже не всего и не полно.©Стелла Кьярри
— Что, опять саранча посетила? — Маргарита так всегда называла родственников Лизы, за что та обижалась на неё. Но это раньше, теперь Лиза даже не возмутилась. — Понятно! Прилетала!
Хозяйка дома невесело кивнула.
— Давай, взбодримся, и у меня к тебе есть предложение, от которого ты не сможешь отказаться, — говоря это, Рита стала доставать из пакета продукты. На столе появился их любимый напиток, лимоны, шоколад. — Тарелки давай!
Лиза достала тарелки, на которых тут же материализовалась нарезка сыров, оливки и маслины.
— Мне Рубен канапе навертел, — Рита достала контейнер с канапе из её ресторанчика, где она была хозяйкой, — хороший мужик! Жаль, женатый уже.
Они рассмеялись.
— Ритка, ты неисправима! — Лиза, смеясь, покачала головой. — Ну, что там за предложение у тебя?
— А, подожди, мы еще не чокнулись! — Рита налила коричневую жидкость на донышко в пузатые бокалы. — Давай, за нас!
Они сделали по глотку. Лиза почувствовала, как тепло разлилось внутри неё. Исчезла раздражительность после визита брата с семьёй и пришло умиротворение.
— Вот теперь можно! — хихикнула Рита, видя блаженное состояние подруги. — В общем, я присмотрела нам путёвки на Новый год в Италию! Не благодари!
Лиза от неожиданности закашлялась. Рита похлопала её по спине.
— Лизка, представь: Рим, Венеция, усатые гондольеры, ризотто! Романтика! Отдохнёшь хоть от саранчи своей и от готовки. А то ведь опять начнёшь за неделю наготавливать. Хоть бы кто-то приехал помочь, — Рита сердито выговаривала подруге. — Устрой себе праздник хоть раз! За деньги не волнуйся — отдашь, когда сможешь.
— А визу нам дадут?
— У меня есть, а для тебя приглашение мой сын вышлет, ты же знаешь что он там живет. Я уже все узнала. Сложно, но реально если знать к кому обратиться.
— А и правда! — махнула рукой Лиза. — Что-то я устала от всего этого. И деньги — не проблема…
— Ну Слава Тебе, Господи! — воскликнула Рита. — Это надо отметить!
До Нового года оставалось всего каких-то два месяца, но родственники Лизы даже не сомневались, что и в этот раз радушная и гостеприимная хозяйка примет всех с распростертыми объятиями, с шикарным столом и кучей подарков. А Лиза никому не говорила, что провожать старый и встречать Новый год им придётся без неё.
За неделю до отъезда Лизе позвонила дочь.
— Мам, в котором часу приходить?
— Куда? — не сразу поняла Лиза. Она уже мыслями была в Венеции, плыла на гондоле и совсем забыла про намерения родственников.
— Как куда? К тебе! — дочь с раздражением подумала, что у матери начинает барахлить память. И это в пятьдесят пять лет. А что будет потом? — Мы на Новый год всегда собираемся у тебя, — словно маленькому ребенку по слогам напомнила она Лизе.
— Ах да! Но не в этот раз! — Лиза улыбнулась. Наконец, она смогла сказать эти заветные слова.
— Что значит — не в этот раз? — дочь от удивления даже перестала раздражаться.
— Я улетаю в Италию на Новый год, — просто ответила Лиза, — вам придётся справляться самостоятельно.
— Мама, ты в своём уме? Ты не можешь так всех подвести! Мы же планировали встретиться все вместе! — дочь повысила голос.
— Вот и встречайтесь… у вас, например. Я уже всё решила. Я хочу отдохнуть, — Лиза рассердилась и нажала отбой.
Через несколько минут позвонил сын.
— Мать, ты это серьёзно? — видимо, сестра уже нажаловалась ему. — Ты решила кинуть всех?
— Сын, выбирай выражения! — Лиза поняла, что она даже не заметила, когда её дети так обнаглели. — Вы не маленькие и сами можете позаботиться о себе и своих детях, а у меня закончились силы.
— Да ты… — начал было сын, но она перебила его:
— Извини, у меня вторая линия.
Звонил Антон. Лиза с тяжелым вздохом взяла трубку.
— Лизавета, ты там чего придумала, какую-то Италию?! Ты телевизор вообще смотришь?! — с ходу набросился на неё брат.
— Антоша, я давно выкинула телевизор. Я еду отдыхать, посещать исторические места, которые я давно мечтала посетить, — мечтательно начала перечислять она, но брат ей не дал договорить:
— Что ты мне зубы заговариваешь?! Чего тебе дома не сидится? Мы уже всё распланировали, хотели телевизор новый купить! А теперь нам придётся тратиться на подарки, на стол новогодний!
Лиза была в шоке. Она, конечно, понимала, что родственники сели ей на шею, но что так нагло и цинично — увидела только сегодня. Это открытие отрезвило её и развеяло все сомнения и чувство вины за испорченный праздник для родни.
Она молча отключила телефон и сменила в доме замки. Обиженные родственники стали рассказывать всем знакомым, что их мать и сестра отвернулась от семьи, решив заняться своей личной жизнью.
Новый год Лиза встречала со своей лучшей подругой Ритой на площади Сан-Марко в Венеции, с бокалом сухого, под фантастическим фейерверком, впервые чувствуя лёгкость, безмятежность и пьянящее чувство свободы от родни.
— На будущий год поедем с тобой на Камчатку, — вытирая слезы счастья, сказала Лиза. — Я всю жизнь мечтала, но как-то страшновато было. А теперь я теперь на все готова! Даже покорять вулканы.
— Ловлю на слове! — Рита подмигнула подруге и подняла бокал. — За наши будущие приключения.