— Сказала, что на один день. Ей надо пройти обследование в поликлинике, — ответил жене Иван.
— А что у себя в поселке она не могла пройти это самое обследование?
— У них там нет таких специалистов.
— И каких это специалистов у них нет? У них недавно построили новую поликлинику. Она сама рассказывала, что много новых врачей приехало. Теперь почти все есть. Ну, видимо, кроме тех, которые как раз и нужны Зинаиде Петровне, так?
— Ну чего ты взъелась? Тебе что сложно принять маму всего на один день?
— Да, мне сложно. Мне сложно, потому что она постоянно устанавливает здесь свои порядки. Мне надоело каждый раз выслушивать ее нотации. Ей не нравится абсолютно все. Не нравится моя еда, мой стиль одежды, мое поведение. Ей в принципе не нравлюсь я. И по-твоему, я должна с этим мириться? В конце концов, это не я приезжаю к ней в гости, а она ко мне. Может быть, ты уже ознакомишь свою маму с какими-то элементарными правилами поведения в гостях?
— Она приезжает не к посторонним людям. Она приезжает к своей семье. Почему же она не может вести себя так, как привыкла?
— Нет, она может вести себя так, как привыкла. Но я не думаю, что в своем доме она привыкла постоянно критиковать себя. Так почему же в моем доме она постоянно критикует меня? Поэтому уж извини, если и в этот раз она себя будет вести себя так же, я больше молчать не буду. С меня хватит. Слишком долго и много я терпела. Пора уже и отпор дать.
— Хочешь с ней поругаться?
— Нет, я хочу ей дать понять, что в нашем доме так себя вести нельзя. Только и всего. Если она захочет поругаться, тогда придется поругаться. Но вообще я ей намерена объяснить все спокойно и доступно.
— Постарайся обойтись без скандала. Я очень тебя прошу. У меня совершенно нет никакого желания слушать ваши крики.
— Я-то постараюсь. Это ты лучше маме своей скажи.
Через три дня в гости к сыну приехала Зинаида Петровна. С порога она начала выказывать свое недовольство. Но Варя сразу дала ей понять, что так делать не стоит. Перебив свекровь на середине предложения, она задала ей вопрос.
— Вы надолго к нам, Зинаида Петровна?
— А ты уже ждешь, когда я уеду?
— Просто хотелось бы какой-то конкретики. Хотелось бы понимать, к чему быть готовой. Много ли Вы претензий заготовили на этот раз? И сколько дней Вы собираетесь этими самыми претензиями меня мучить?
— Успокойся. Я приехала всего на один день. И высказываю я тебе не претензии. А указываю на объективные ошибки. И ты вместо того, чтобы принять мою критику к сведению и исправить ситуацию, начинаешь нападать в ответ. Разве это позиция мудрой женщины?
— Значит, это у Вас называется конструктивная критика? Оригинально. Тогда позвольте мне в случае появления этой самой критики ответить Вам тем же. В Вашем поведении тоже имеются кое-какие ошибки. И Вам тоже не мешало бы их исправить. Ну так что, будем друг друга критиковать или постараемся эти сутки прожить мирно?
— Я всегда за мир. А вот получится ли это у тебя?
— Я очень постараюсь. Вообще я не привыкла нападать первой. Я отвечаю агрессией только на встречную агрессию. Поэтому если я этой самой агрессии не встречу, то мы вполне можем мирно просуществовать этот день.
— Да хватит вам с порога разборки устраивать, — вмешался в диалог Иван. — Пойдемте лучше чай пить. Я уже все приготовил.
До вечера все было относительно спокойно и мирно. Зинаида Петровна почти не придиралась к невестке. А та учтиво вела себя с ней. На следующий день Зинаиде Петровне надо было с утра идти в поликлинику. А вечером она собиралась уже ехать домой.
Такая перспектива Варвару очень радовала. Поэтому она изо всех сил старалась быть любезной со свекровью. Тем более что делать это было не так сложно. Настал уже вечер, пора было ложиться спать. Ночью они друг с другом явно контактировать не будут. Утром они с мужем отправятся на работу. А Зинаида Петровна в поликлинику. Общение опять сведется к минимуму. А к моменту возвращения Варвары с работы она надеялась, что уже не застанет свекровь в своей квартире. В целом все получалось очень даже неплохо.
Утром все разошлись по своим делам. Зинаида Петровна не стала брать с собой сумку, с которой приехала. Сказала, что не хочет таскаться с ней по поликлинике. И заберет уже после. Тем более что электричка у нее вечером. Поэтому она до отправления побудет в квартире сына и невестки.
Варя со спокойным сердцем возвращалась с работы. Она была уверена, что свекровь уже уехала до родного дома. И каково же было ее удивление, когда она застала Зинаиду Петровну в своей квартире.
— Зинаида Петровна? А Вы разве не уехали? Помнится мне, Вы говорили, что утром у Вас обследование у специалиста, а вечером Вы садитесь на электричку и уезжаете в родные края.
— Понимаю, как ты снова не рада меня видеть. Но придется потерпеть. Врач назначил дополнительное обследование. Сказал, что нужно сдать кое-какие анализы. А некоторые готовятся несколько дней. Поэтому я у вас еще задержусь на пару деньков.
— Что-то серьезное?
— Да вроде нет, но проверить надо. Как ты понимаешь, я уже немолода. А в моем возрасте шутить со здоровьем не стоит. Чтобы не пропустить чего-нибудь. Поэтому я склонна доверять врачам. И если специалист сказал, что необходимо дополнительное обследование, значит так тому и быть.
— И что же это за обследование?
— Я точных названий не помню. Поняла только, что надо сдать анализы и пройти узи. А на остальные обследования врач меня сам записал. Мне на бумажке написал, к какому времени, когда и к какому кабинету подойти. Я ему потом результаты принесу, а он уже там разберется. Мне нет необходимости все эти названия запоминать.
— И когда назначен следующий прием?
— Через неделю.
— Через неделю? Мне помнится, Вы сказали, что всего на пару дней еще задержитесь. Пара дней и неделя — это немножко разные вещи.
— Не паникуй ты так. Постараюсь вести себя мирно и никуда не соваться. Не ради тебя, а ради сына. Мне не безразлично его спокойствие. Я постараюсь сделать все, чтобы он эту неделю не нервничал. И ты, как порядочная жена, должна делать то же самое.
— Должна?
— Точнее я надеюсь, что ты сделаешь то же самое.
— Хорошо. На улицу мы Вас, конечно, не выгоним. Но у меня есть ряд условий.
— Каких еще условий?
— Вы находитесь на самообеспечении. То есть сами покупаете себе продукты, сами готовите и, соответственно, сами же моете посуду за собой. Да, и не лишним будет за внуками посмотреть. Со школы они возвращаются к обеду. Мы же приходим только вечером. Без нас они уроки не делают. Вот мы и сидим потом допоздна с ними. Но раз уж Вы здесь, будьте добры проследить, чтобы Ваши внуки вовремя делали домашнее задание. Ну и, соответственно, их нужно будет накормить после школы. Если такие условия устраивают, то добро пожаловать на неделю.
— Можно подумать, у меня выбор есть. Хорошо, по рукам. Что ж поделать, раз у меня такая «добрая» невестка.
— Но и естественно, главное условие сохраняется — никаких упреков в мой адрес.
— Да поняла я, поняла. Можешь быть спокойна. Никаких конфликтов не будет.
Пару дней свекровь исправно выполняла возложенные на нее обязанности. А потом начала предъявлять претензии.
— Варя, твои дети совершенно невоспитанные. Они не знают, что такое послушание. А еще они ничего не понимают и не знают. У нас такие проблемы с этим домашним заданием. Я вообще не понимаю, как вы их тут воспитывали.
— Вот Вы и научите их всему. В конце концов, Вы им не посторонний человек, а родная бабушка. Которая вполне может принимать участие в воспитании внуков. Тем более сейчас эта бабушка ничем не занята. Или Вы думали, дети так, сами по себе вырастают? Требуются недюжинные усилия, чтобы из них что-то получилось.
— И ты будешь мне еще рассказывать, как детей воспитывать? Я, между прочим, для тебя такого замечательного мужа воспитала. Только ни разу не видела никакой благодарности. Ну ладно, речь сейчас не об этом. Я не могу заниматься целыми днями с внуками. Я же хожу на обследование.
— А мальчики мне сказали, что Вы никуда не ходите. Максимум до магазина или на прогулку. Ни о каких обследованиях и речи нет.
— Просто я с утра хожу. Они с утра в школе, вот и не видят.
— Мы правда тоже не видим, как Вы утром в поликлинику собираетесь. Ну да ладно. Раз Вы утверждаете, что ходите на обследование с утра, то без проблем можете позаниматься с внуками после школы. Вы же всегда говорили, что воспитывать детей — это совсем не сложно. Покажите это на личном примере. Научите меня, непутевую.
Больше ответить свекрови на эти возражения невестке было нечего. Поэтому на следующий день она решила пожаловаться сыну.
— Твоя жена заставляет меня таскать тяжеленые сумки самой. Заставляет меня покупать продукты, в то время как у вас холодильник ими забит. Ей жалко для меня даже овощей. Сказала, чтобы я сама все себе покупала и сама готовила. Еще и детей ваших на меня повесила. И ты терпишь такое отношение к своей матери в собственном доме?
— Но ты же сама согласилась на эти условия. Сначала ты сказала, что приезжаешь только на один день. Теперь оказывается уже на неделю. Мама, я тебе неплохо знаю. Я знаю, как ты можешь притворяться.
— Ты что же, сынок, думаешь, что я вас обманываю? Ты думаешь, я специально все это придумала? Делать мне больше нечего, как своим здоровьем рисковать, чтобы только вас позлить.
— Хорошо, тогда покажи направление. Ты же на обследование должна по направлениям ходить. Врач все равно тебе их выписал. Где они?
— Ты не поверишь, сынок. Похоже, я все направления забыла в своей карточке. Но ничего страшного, завтра пойду снова в поликлинику и заберу их. И все тебе покажу.
— Ну ясно все. Можешь ничего не показывать. Все что мне надо, я уже понял. Я не против, чтобы ты жила здесь. Но если хочешь, чтобы и Варя была не против, постарайся вести себя так, как полагается. Она не просто так заставила тебя самой покупать продукты и готовить. Такие условия были поставлены из-за того, что в прошлые свои приезды ты вела себя очень некрасиво. Постоянно указывала, что и как ей нужно сделать, постоянно критиковала ее. Кому понравится такое отношение? Вот и пришлось ей выдвинуть тебе условия. Чтобы ты тоже поняла, что такое ограничения.
— Я все поняла, сынок. Постараюсь вести себя так, как вы хотите. Надеюсь, смогу соответствовать вашим ожиданиям.
Но вести себя подобным образом Зинаида Петровна смогла только полдня. Уже на следующий день она опять принялась за старое. Ей в очередной раз что-то не понравилось. И Варя не выдержала. Разразился крупный скандал.
На пике этого скандала Варвара схватила свою верхнюю одежду и куда-то выбежала. Вернулась она через час с билетом на руках. Молча показала свекрови билет на утреннюю электричку. И весь вечер больше с ней ни о чем не разговаривала. Сын только молча пожал плечами.
Настрой Вари сделал свое дело. Свекровь больше не стала спорить, выдумывать какие-то предлоги, чтобы остаться. Утром она тихонько собралась и покинула квартиру своего сына.
Варвара не была уверена, что она что-то осознала. Скорее всего, Зинаида Петровна, как всегда, обиделась на своего сына и невестку. И опять будет рассказывать в своем поселке, как ее выставили за дверь и унизили в доме родного сына. Но к таким разговорам супруги уже привыкли. Поэтому особо не обращали на них внимания. Да и в поселке многие знали Зинаиду Петровну как женщину склочную и скандальную. Поэтому рассказам ее тоже особо никто не верил.
Варвара впервые так нагло повела себя со свекровью. Поначалу ей было даже немного стыдно. Но потом она поняла, что отстаивать свои границы — это правильно. Что никто не имеет права нарушать ее комфорт. Особенно когда приезжает в гости. Да и вообще в любой жизненной ситуации нужно уметь отстаивать свои границы. Тогда и жизнь станет лучше.