«Вот жуки! Как узнали, что я в разводе, и некому меня защитить, так и повадились на моем участке хозяйничать», — с досадой подумала Татьяна.
Дача для Татьяны всегда была отдушиной. Еще в то время, когда жила в иллюзии своей счастливой семейной жизни, она с нетерпением ждала каждую весну, чтобы поскорее открыть дачный сезон. Вместе с мужем и сыном они приезжали сюда, старались проводить время так, чтобы не сильно уставать. Хотя, конечно, без работы посидеть не удавалось.
Все изменилось, когда ей исполнилось сорок два. Была зима, день рождения отмечали узким семейным кругом. Через несколько дней Тимофей, к этому времени уже студент, съехал от родителей на съемное жилье в свою самостоятельную взрослую жизнь. А муж… Объявил Тане, что уходит от нее.
— Мы с тобой слишком разные, нас связывал только Тима, — объяснил Андрей. – Дачу свою себе оставляй, ненавижу ее. Ты, эгоистка, вечно тащила нас туда вкалывать. Квартиру продадим, деньги поделим пополам.
Таня сидела, словно замороженная, слушала мужа и не слышала. Не укладывалось в голове, как человек, который только неделю назад поздравлял тебя с днем рождения, говорил самые нежные и красивые слова, дарил цветы и подарки, сегодня заявляет о разводе.
Следующие месяцы женщина собирала себя по кускам. Параллельно они с Андреем занимались продажей квартиры, и Таня искала себе новое жилье. В то же время от общих знакомых она узнала, что Андрей неоднократно ей изменял, и теперь ушел к очередной своей любовнице.
Тане казалось, ее жизнь закончена, и никогда уже ей не будет так хорошо, как было раньше. Делать ничего не хотелось, она кое-как ходила на работу. Единственное, что ее хоть как-то согревало – мысли о том, что скоро придет весна, и можно будет поехать на дачу.
Когда пришло тепло, женщина уже въехала в свою новую квартиру, более-менее обустроилась. И в ближайшие выходные отправилась на электричке загород.
Непривычно было наводить порядок в одиночку. Да еще и эти любопытные взгляды соседей…
Справа от нее располагалась дача одной пожилой семейной пары, Леонида и Надежды. Они приезжали сюда на все лето, а на выходных у них часто бывали гости. Дети, племянники, какие-то еще родственники – Таня обычно не вникала, своих дел хватало.
Она принялась готовить огород, когда услышала голос Леонида.
— Татьяна, здравствуйте! – приветствовал он. – Ну что, с началом сезона Вас! Вы что-то одна приехали. А где супруг?
Этих вопросов Таня всегда боялась. Сказать, что она теперь разведена – дать повод задавать последующие вопросы. А ей итак было больно от любого упоминания об Андрее.
— Не смог приехать, — отмахнулась она.
Леонид понимающе кивнул, и они разошлись по своим участкам.
«Обошлось без расспросов», — с облегчением подумала женщина. А вечером подставила саму себя.
Она вышла на улицу, когда ей позвонила подруга.
— Да, я уже на даче. Тоскливо, конечно, одной. Привыкаю быть сильной и независимой! – громко говорила Таня, не подумав, что может быть услышана. — Ой, Марин, представляешь, что мне его сестра-то еще рассказала! Что он и на работе интрижку крутил! Ну, я тоже так думаю. Хорошо, что мы развелись, уж лучше быть одной, чем вместе с таким…
Она выругалась. Бросила случайный взгляд в сторону соседского участка и заметила, что Леонид в это время возится на грядке прямо у забора, разделявшего их владения. Он делал вид, что увлечен работой, но Таня понимала: не услышать ее разговор он не мог.
— Ладно, Марин, пойду я, еще помыть в доме надо, — завершила она беседу и положила трубку.
На следующее утро вышла в огород, чтобы подготовить грядки.
— Танечка, а у тебя лопаты лишней нет случайно? – донеслось с правой стороны. Леонид стоял у забора и внимательно смотрел на женщину.
— Есть, — вздохнула она. Обычно лопатой у нее орудовал муж. – А у Вас ведь своя была. Нет?
— Да вот, как заехали сюда, так найти не можем. Похоже, внуки куда-то засунули. А может, одолжили кому осенью еще, да сами забыли. Спасибо, Танюш, очень выручила! – сосед подхватил лопату через забор, и тут же принялся вскапывать грядку.
Вечером свой инвентарь она обнаружила у хозпостройки, где хранила инструменты – видимо, сосед пришел к ней и принес лопату. А еще чуть позже к ней забежала Надежда.
— Танечка, выручай! Соль кончилась, а я суп собралась варить! – затараторила она. – Ты в этот раз без помощников…
Последнюю фразу соседки Татьяна оставила без внимания. Не хотелось размусоливать эту тему. Она дала Надежде соль, и та ушла.
Вернувшись в воскресенье вечером в город, Таня уже ждала следующих выходных – так много нужно было ей успеть сделать!
В пятницу вечером выбраться загород у нее не получилось, так что поехала в субботу с утра. Когда она вышла на свой участок, Леонид и Надежда уже занимались своими грядками.
Татьяна быстро переоделась, и, немедля, решила приступить к делу. Она пошла к постройке, в которой хранила инвентарь, зашла, огляделась. И не смогла найти то, что ей было нужно.
Замок на дверь она не вешала, вроде до сих пор в их поселке никто на воровство не жаловался. Может, забыла прибрать их на прошлых выходных? Вышла в огород, завертела головой в поисках нужных предметов.
— Танюша, ты не это ищешь? – окликнул ее сосед. В руках он держал Танины грабли. – Тебя не было дома, а нам надо было, вот, взяли. Сейчас доделаю грядку, да верну.
Женщина замерла. Ей и в голову не пришло, что соседи могут залезть на ее участок и взять что-то без спроса. Но скандалить не хотелось – Леонид ведь не украл грабли, а одолжил.
— Нет, я ищу рыхлитель, — сказала она.
— Ой, они оба у меня! – подскочила Надежда. – Танечка, ты извини, вчера вечером дети приезжали помогать, на всех инструментов не хватало, забежали к тебе. Сегодня уехали, а я как-то забыла вернуть. Вот, держи.
Татьяна молча приняла через забор рыхлители.
«Когда тут был Андрей, никто не решался себя так вести», — злилась про себя она. В этот раз снова ничего не сказала соседям, но пообещала себе в следующий раз отстоять свои границы.
На этих выходных соседи без спроса ничего не брали. Но в воскресенье с утра Татьяна в окно заметила, как Леонид с Надеждой стоят у забора и рассматривают ее участок.
— Доброе утро! – поспешила она выйти из дома.
— Доброе, Танечка! – приветствовали соседи и продолжили что-то между собой обсуждать.
Татьяна направилась в огород. Она понимала, что в одиночку успевает меньше, чем хотелось бы. Да и мужской руки на ее участке явно не хватало. Бордюры для клумб, которые Андрей только в прошлом году обновил, уже теперь пришли в негодность. Скамейка, на которой она раньше так любила отдыхать в тени деревьев, давно была сломана. Что Андрей, что Тимофей несколько лет кормили обещаниями заменить или отремонтировать ее, но вот с одним она развелась, второй живет своей жизнью, а скамейка как стояла с проломленной доской, так и стоит. Требовался ремонт и теплице, так, по мелочи.
Но Тане было пока не до того. Тем более, с обеда пошел дождь, и она вынуждена была зайти домой. Вечером, расстроенная, она отправилась на электричке в город.
Еще несколько недель она жила от выходных до выходных. С одной стороны, работа на даче ее наполняла. С другой – было слишком много работы, которую она не успевала сделать.
В очередной раз женщина летела на дачу, в надежде успеть чуть больше, чем в прошлый раз. Какого же было ее изумление, когда она в своем огороде обнаружила Леонида.
— Ой, Танюш, здравствуй! – искренне радуясь, воскликнул он. – Слушай, я чего спросить хотел. Вот у меня перцы покрылись какой-то тлей. Думал, тут по всему нашему околотку так, зашел к тебе глянуть, а у тебя листики зеленые, хорошие. Ты чем-то опрыскивала?
— Нет, дядь Лёнь, видимо, это только у вас зараза.
— Ясно, а не знаешь, чем полечить?
— Не знаю.
Мужчина не спешил уходить.
— Скамейку Андрюха, я смотрю, так и не отремонтировал, — зачем-то отметил он. – И клумба твоя, того и гляди, развалится.
— Дядь Лёнь, не люблю, когда ко мне без спроса заходят, — Таню раздражали его замечания. Вообще-то она и без него знала, что тут работать и работать.
— Понял, Танюша! – Леонид поднял руки вверх. – Ты заходи к нам, не теряйся!
Он поспешил вернуться к себе. А Таня решила, что будет неплохо показать соседям, каково это, когда у тебя кто-то ходит по участку без спроса и без предупреждения.
Поэтому быстро переодевшись и выпив чаю, она, убедившись, что семейной пары нет в огороде, направилась к ним.
Конечно, по их участку сразу было видно: хозяева здесь живут постоянно, любят свой огород и умеют за ним ухаживать. Клумбы, грядки, плодово-ягодные насаждения – все аккуратное, ухоженное, хоть картину пиши. Таня вздохнула, разглядывая, что и на каких грядках растет. Подошла к погрустневшим перцам, опустившим листья.
Откуда-то доносились голоса, но Татьяна не сразу обратила на них внимание. Только когда компания разновозрастных людей оказалась в нескольких метрах от нее, она поняла, что к соседям приехали гости.
Леонид и Надежда радостно приветствовали толпу, а затем заметили стоявшую посреди их огорода Татьяну.
Женщина готова была провалиться сквозь землю. Неудачно она зашла! Теперь семья соседей будет думать, что это она наглая и невоспитанная, ходит и шарит по чужим участкам.
— А, дорогие мои, это наша соседка Танюша, — Леонида ничуть не смутило ее вторжение. – На перцы пришла глянуть? Вот такая напасть, да. Ну, нечего стоять, пойдемте в дом, там у Надежды уже все накрыто!
Леонид увлек женщину за собой, та замахала руками: мол, некогда мне, еще столько дел!
— Ты чего это, Танюш! Все равно ведь обедать будешь. Составь нам компанию, Надя на тебя тоже накрыла, — Леонид ее не отпускал, а Надежда радостно кивала.
Войдя на веранду, где уже стоял накрытый стол, Таня с удивлением обнаружила, что, действительно, приборов ровно столько, сколько людей в помещении, включая ее.
— Вот сюда присаживайся, рядом с Геной, — распорядилась хозяйка.
Только сейчас Татьяна обратила внимание на интересного мужчину примерно ее возраста. Странно, что никогда раньше среди соседских гостей она его не замечала.
— Гена наш племянник. Раньше на даче жены впахивал, а сейчас развелся, к нам отдохнуть приехал, — поясняла Надежда, кидая многозначительные взгляды на Таню.
Таня смутилась и почувствовала злость: соседи, похоже, не только в ее огород, но и в ее личную жизнь решили залезть!
— Да я не отдыхать, я помочь сюда приехал, — сказал Геннадий.
— Успеешь, — кинул Леонид.
Таня еще несколько раз порывалась уйти, но ее очень просили остаться. Угощение было вкусным, беседа увлекла, так что она согласилась провести в приятной компании час-другой.
А потом все вышли из-за стола, Татьяна поблагодарила соседей за угощение и отправилась к себе.
— Танюш, подожди, — попросил Леонид. – Ген, ты там помочь хотел. Давай Тане скамейку отремонтируем? Я смотрел, там несложно, но вдвоем удобнее будет. У меня уже есть все необходимое.
— Да, дядь Лёнь, конечно! Пойдемте! – с готовностью отозвался Геннадий.
Татьяна успела только открыть рот, а мужчины уже вооружились необходимыми инструментами.
— Бордюры вам тоже подправим? – взглянул на нее Гена. — А, вон в теплице доску прибить надо. Сделаем?
Таня кивнула. Теперь ей было даже неловко за то, что ей так помогают.
— Мы свои грабли-то, Танюш, нашли. Больше не будем к тебе вламываться без спросу… — раскладывая инструменты сказал Леонид.
— Да вы заходите, если что-то надо будет. Только на место не забывайте возвращать, — ответила Таня.
Больше ругаться с соседями ей не хотелось.