Сегодня расскажу, откуда такая прическа вообще взялась.
На самом деле, корни ее уходят далеко в глубину степных веков. Из находок скифских мумий мы знаем, что подобные прически кочевники носили еще тысячи лет назад. Буквально на всех просторах Евразии: от Венгрии до Манчжурии.
Существует даже особое (тюрское) название для подобной прически — айдар. У запорожцев он именовался чуб, чупрына или оселедец (в буквально переводе — селедка). Ну или просто xoxoл — откуда шутливое прозвище малороссийского народа. При том, что запорожцы себя малороссами вообще-то не считали.
Прообраз оселедца носил, согласно византийским источникам, еще великий древнерусский князь и полководец Святослав. Понятное дело, весьма близко контактировавший с Диким Полем и скорее оттуда взявший эту моду — у хазар или печенегов.
Запорожские же казаки переняли традицию носить чуб в XVI-XVII вв. Причем либо у непосредственно кочевников — тюрков, тех же крымских татар, ногайцев или даже половцев-куманов. Либо же, как нестранно, у поляков, чья шляхта (знать) считала себя потомками вовсе не славян, древнего степного народа сарматов. И тоже обожала всякие степные штуки, навроде чуба на голове.
Последняя теория кажется нам наиболее вероятной — ибо другие русские казаки, те же донцы, чуб хоть и знали и не носили. Ибо от польского влияния далеко были. А языческие степные традиции, как крепко веровавшие христиане, перенимать особого желания не испытывали. Так что чуб запорожцам от польских панов достался, скорее всего.
Кстати, чуб имеет вполне практичные цели — это вовсе не просто какая-то мода или дешевый понт.
Во-первых, бритье волос на голове помогает поддерживать гигиену в непростых степных условиях, где, ясен пень, с душем и ванной дело не очень обстоит хорошо.
Во-вторых, чуб имели право носить вовсе не все запорожцы — а только опытные казаки (козаки), прошедшие горнило не одной битвы. По чубу можно было сразу понять — перед тобой бывалый воин, беседуй-ка, друг, с ним уважительно!
Чуб помогал и отличать запорожских казаков среди толпы. Молодых, только ушедших на Сечь парней, кстати, стригли под горшок или в скобку. Никогда не получали права на ношение чубов всякого вроде сечевые тыловики, навроде писарей.
А вот малоросс, не казак, что осмелился б сделать себе чуб по казацкому образцу, при встрече с реальными запорожцами, непременно отхватил бы люлей. И лишился б понтовой прически.
Именно казаков с чубами, как наиболее опытных вояк, брали атаманы на самое опасное дело. Длинная чуприна в таком случае показывала полное пренебрежение запорожца к гибели. Мол, можете меня оскальпировать попробовать, я готов!
У запорожских казаков имелись и свои поверья насчет чуба — мол, Бог, Христос или архангел Михаил (покровитель воинов) может вытащить казака за вихор во время последнего его боя. И забрать прямиком в рай. Может даже из адского котла вытянет — казаки-то люто грешили!
Чуб издавна являлся предметом гордости для каждого бывалого запорожского казака. Если запорожец в чем-то сильно накосячил, то запросто мог быть наказан острижением чуба. Что считалось величайшим позором и карой похуже смерти!
Такая вот веселая история с запорожскими чубами — всем добра, дорогие читатели!