Как бы там ни было, но приобретение ВАЗ-2101 считалось для советского гражданина в те времена свидетельством того, что «жизнь удалась». Он сумел накопить на такую машину, и он сумел приобрести ее! Если поначалу народ даже шарахался от странных вазовских автомобильчиков, то уже вскоре понял: да ведь это фактически иномарка FIAT! Какая динамика, какой салон, как тихо шуршит моторчик…
В общем, модель 2101 заслуженно царствовала на нашем рынке. Но все знали: к выпуску готовятся «новые Жигули» – ВАЗ-2103. И, когда в 1972 году первые «трешки» стали появляться на дорогах, в мозгах массового потребителя что-то переключилось… Всем стало вдруг казаться, что истинный престиж – вот он, за 7500 рублей! С блестящими молдингами, четырьмя фарами и с красным огонечком в торцах дверей! Дешевка? Да, наверное, но по тем временем в сознании неизбалованных потребителей именно так выглядел автомобиль класса «люкс»! А еще был мощный мотор в 75 л.с. – мечта…
Третья модель жигулей успешно продвигала собственный имидж в кино тех лет. На такой машине ездил преуспевающий Ипполит из «Иронии судьбы…», эта же машина была у вчерашней провинциалки Кати, ставшей директором («Москва слезам не верит»), а даже придурковатые итальянцы в России мчались за сокровищами в Ленинград именно на «трешке». Михаил Жванецкий тоже ездил на ВАЗ-2103: по его словам, машина была «абсолютно безотказная».
Никому не хотелось вдумываться в тот факт, что унификация с моделью 2101 по кузову составляла 80%. Всем хотелось думать, что ВАЗ 2103 – абсолютно новая вазовская разработка. Тем более, что новенького было довольно много. Салон «трешки» выглядел солидно – никакого тебе голого металла, плюс ворсовый ковер, комбинированная обивка сидений из сукна и кожзаменителя, часы, тахометр и даже подлокотник для задних пассажиров.
Тормозить помогал вакуумный усилитель, дорогу освещала четырехфарная оптика. Но инженер понимал: основные кузовные детали «трешке» достались от первых Жигулей. Оригинальность облику придавали новая передняя и задняя светотехника, решетка радиатора, иные бамперы, молдинги и прочие мелкие детали внешнего декора. Но «закваска» оставалась прежней, «копеечной».
Кое в чем 2103 явно уступал «копейке»: пострадала унификация. К примеру, на ВАЗ-2101боковые повторители указателей поворота были круглыми – одинаковыми слева и справа. А вот на «трешке» их зачем-то сделали разными – в виде параллелограмма. То же произошло и с задними фонарями. Возможность поменять их местами исчезла. Забавно, что на следующей модели ВАЗ-2106 взаимозаменяемость вернулась: повторители стали прямоугольными.
Машина выпускалась всего 12 лет – с конвейера сошло примерно 1,3 млн экземпляров. Это в 3,5 раза меньше, чем моделей ВАЗ-2106. Но это лишь усилило ощущение того, что именно «трешка», а не «шестерка» могла считаться люксовой вазовской моделью.