«Икарус-Люкс» горьковского предприятия АТК-1 готовился к отправке из столицы в город Горький. Водители на этом маршруте работали парами, сменяя друг друга на конечном пункте. В Москву машину вел Иван Полковников, теперь в обратном направлении место за баранкой занял Николай Смирнов. Пассажиров на сей раз набралось немного, заполнилась лишь половина салона, к тому же большинство ехало не до конечной, а взяло билеты до разных промежуточных пунктов. В общем, рейс, можно сказать, выдался «порожним». Когда Полковников проверял билеты, он сразу обратил внимание на молодого мужика в сером костюме. Во-первых, водителю показалось, что гражданин говорит с каким-то необычным акцентом. А главное, гражданин почему-то уселся на заднее сиденье, хотя в салоне было полно пустых мест, и все, помня, как «корму» трясет на кочках, стремились ехать поближе к кабине.
— Иностранец? – промелькнуло в голове у Ивана.
К тому же, этот тип купил билет именно до Горького. Всего этого было вполне достаточно, чтобы у бдительных водителей возник повод для подозрения! Ведь незадолго до этого – 4 августа 1959 г. — постановлением Совета Министров СССР город получил статус «закрытого». Поводом к принятию такого решения являлось большое количество разведчиков, интересовавшихся его промышленностью. По данным КГБ, в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капстран, в числе которых было 22 разведчика. А в следующем — 245 иностранцев, в том числе 26 агентов из состава дипломатического корпуса. Отныне для посещения Горького гражданам других государств требовалось специальное разрешение.
Когда «Икарус» тронулся в путь, Иван поделился своими подозрениями с напарником, и попросил не спускать глаз с мужика в пиджаке. Тот достал из сумки книгу, разложил ее на коленях, а потом стал делать какие-то пометки.
— Может, просто читает, а может?.. – думал Полковников.
В какой-то момент иностранец обратился с вопросом к сидящей впереди пассажирке и долго беседовал с ней. Бдительные шоферы решили выяснить тему разговора. Когда «Икарус» сделал первую остановку в Ногинске, часть людей вышла на улицу размяться и перекурить, а Николай улучил момент и «допросил» даму. Оказалось, что иностранец спрашивал, как по-русски произносится слово «ворота» и как правильно ставить ударение.
— Хм… Ворота. Какие ворота его могут интересовать? Ворота в арке, в заборе? А вдруг ворота какого-нибудь секретного завода, например авиазавода № 21?! — размышлял Смирнов.
— Очень подозрительный тип! – вторил ему Полковников.
— Надо срочно связаться с КГБ! – решили напарники.
Причем сообщить «куда следует» нужно было до прибытия в пункт назначения. Наиболее подходящим местом определили Владимир. Когда автобус прибыл на местную автостанцию, Иван объявил пассажирам, что двигатель «Икаруса» слегка перегрелся, остановка немного затянется. А Николай тем временем побежал к ближайшему телефону-автомату. Вскоре на автостанцию прибыл мужчина в штатском, представившийся сотрудником госбезопасности. Взяв в подмогу случайно встретившегося милиционера, он попросил подозрительного типа предъявить документы. Оказалось, что перед ними иностранный турист, приехавший в Москву.
— Зачем в Горький поехали? – спросил кагэбэшник.
— Просто так…
— Тогда пройдемте!
Спустя несколько дней в АТК-1 состоялся митинг, во время которого начальство от имени государства поблагодарило водителей и вручило им подарки от КГБ – часы марки «Восток» с надписью «За проявленную бдительность».
К слову, в нынешние времена бдительность граждан тоже нередко способствует обеспечению госбезопасности (в том числе поимке шпионов). Но об этом мы сможем прочитать на нашем канале в 20… году, так что подписывайтесь, чтобы не пропустить!