Мама никогда и ничего не выдумывала. Про папу космонавта или моряка дальнего плавания. Не отправляла Кате от него подарков и не говорила, что он ее любит. Может, и стоило бы ребенка уберечь от жесткой правды, но Марина считала иначе. Пусть с самого маленького возраста знает, что отец ушел, и Катя ему не нужна. Не стоит питать иллюзий.
Поэтому, когда в пять лет Катя впервые спросила про папу, мама сказала, как есть. И Катя не расстроилась. Тогда она еще помнила, что папа когда-то был, но его отсутствие не сильно ее волновало.
А когда Кате исполнилось восемь, в их доме появился Виктор, мамин друг, как она сказала. Конечно, в этом возрасте Катя уже все понимала. И знала, что этот Виктор – замена Катиному отцу. Но ей папа был не нужен, поэтому общий язык с Виктором она не пыталась найти. Впрочем, как и он с ней.
А когда ей было уже девять, Виктор ее отлупил ремнем. За то, что она не убралась после школы.
Катя рассказала это все маме, и больше она Виктора не видела. Слышала, как он кричал, что имеет право ее воспитывать, и раз это не делает мать, то он должен был наказать Катю. И мама сразу указала ему на дверь.
Немудрено, что после такого опыта Катя очень боялась, что у мамы снова кто-то появится. И когда Кате исполнилось двенадцать, мама познакомила ее с Ярославом.
Катя восприняла это знакомство в штыки. Сказала, что не хочет с ним общаться, и что она знает, что все окончится плохо. Но мама настояла.
Ярослав был другим. Он был веселым, много шутил. И он, в отличии от Виктора, с Катей пытался подружиться.
Но она ему не доверяла. И когда мама с Ярославом съехалась, Катя даже подумала, что теперь ее спокойствию придет конец.
Каждый раз, когда она видела Ярослава, она испытывала смешанные чувства. Он, вроде, был очень забавным и добрым, но, с другой стороны, Катя ему не доверяла и боялась его. Впрочем, как боялась бы любого мужчину, живущего с ними в одном доме.
Но постепенно лед таял. Катя начала верить, что Ярослав не притворяется, что он и впрямь такой, каким кажется.
Он готовил вкусные завтраки. Веселил Катю и ее маму, когда им было грустно. Покупал подарки на все праздники и обязательно два букета цветов: своей жене и Кате.
Да, они и впрямь поженились год спустя. Катя даже была рада за маму. Все это время, что Ярослав был с ними, девочка ни разу не услышала от него грубого слова и тем более, он никогда и пальцем ее не тронул.
Постепенно, Катя стала воспринимать отчима, как члена семьи. Она ездила зимой с ним на каток, вечерами они могли готовить печенье или пирог. Он помогал Кате с уроками и даже как-то ходил разбираться в школу, когда Кате несправедливо поставили плохую оценку.
Ярослав возил ее на кружки. И когда мама ворчала, что Катя и сама может добраться, он лишь отмахивался.
— Я же не на руках ее ношу, лишь подвожу на машине. Мне совсем не трудно.
А когда в школе был День Отца, и пригасили всех пап, Катя, чувствуя смущение, подошла к Ярославу.
— Знаешь, скоро День Папы…
— Да, я что-то такое слышал, — улыбнулся он.
— У нас в классе у всех есть отцы. Я единственная, у кого папы нет…
— Мне жаль, Катюш.
— В школе устраивают праздник, зовут всех пап… Ты не мог бы…
— Конечно, я пойду.
Катя даже выдохнула. Ей было очень неловко об этом спрашивать, и она была благодарна Ярославу, что она так сразу все понял.
Катя его полюбила. Она понимала, что Ярослав намного лучше большинства отцов. Он заботливый, добрый, вовлечен во все сферы жизни Кати, хоть она и не его дочь. И мама с ним расцвела. Стала добрее, веселее.
Девочка часто советовалась со своим отчимом. Ей было проще обратиться к нему, чем к маме. Потому что, чтобы она ни сказала, он никогда не осудит. Просто даст совет и не станет настаивать, чтобы она делала так, как он скажет.
Ярослав ее ни за что не ругал, но если Катя видела, что он расстроен ее поведением, то и сама пыталась все сделать.
— Ты так и не убралась, — вздыхал он. – А сегодня гости придут. Ничего, сейчас я все сделаю.
— Прости, я сейчас все-все уберу! Я забегалась, забыла.
— Понимаю. Буду рад, если ты поможешь.
Иногда Катя даже не помнила, как она жила до появления Ярослава в их жизни. Ей казалось, что он всегда был рядом, чуть ли ни с ее рождения. И она думала, что теперь он всегда и будет рядом.
Но в один из дней, когда Катя вернулась из школы, она услышала, как мама и Ярослав ссорятся. И это была не просто ссора, когда она бубнят друг на друга, а через пять минут смотрят фильм в обнимку. Это был настоящий скандал.
По обрывкам фраз, Катя поняла, что Ярослав купил дачу, не посоветовавшись со своей женой. Ему досталась от родителей квартира, и он ее продал, решив приобрести за городом участок с домиком.
— Я думала, мы семья! – кричала мама. – И такие крупные покупки мы должны обсуждать.
— Это должен был быть сюрприз! Летом сама будешь счастлива!
— Ты мне не доверяешь, делаешь так, как хочешь! Мы могли бы обсудить!
— Это была моя квартира, и мне решать!
Катя закрылась в комнате. Ей было очень страшно.
Но еще страшнее стало, когда Ярослав ушел, громко хлопнув дверью.
— Я соберу твои вещи! – крикнула ему вслед мама.
Катя вышла из комнаты, не сдерживая слез.
— Мам… Ярослав совсем ушел?
— Я не знаю… Кать, не до тебя сейчас, дай мне остыть.
Катя не находила себе места. Она уже не представляла свою жизнь без Ярослава. Но такое чувство, что история повторяется. Когда-то и ее отец ушел, и после него остались лишь алименты. Но на него Кате было плевать, а вот на Ярослава нет.
У мужчины была своя небольшая квартира, которая в данный момент пустовала. Катя знала, где она находится: как-то с Ярославом они заезжали туда за вещами.
Недолго думая, девочка, ничего не сказав маме, поехала туда. Наверняка, Ярослав там. Звонить ему не стала, боялась, что он начнет ее отговаривать.
С трудом, но Катя нашла все же этот дом. А номер квартиры она помнила, потому что он был такой же, как и номер ее школы. Она тогда еще очень удивилась этому.
Катя позвонила в домофон, и после второго гудка услышала голос Ярослава.
— Это я.
— Катя?
Он впустил ее в дом, посмотрев на нее удивленно.
— Ты что тут делаешь?
— Я слышала, что вы с мамой поссорились.
— Мне жаль, что ты стала свидетелем этого. Сделать чай?
— Нет. Ярослав, ты же вернешься?
Катя смотрела на него с такой надеждой, что мужчина, не выдержав, отвел глаза.
— Я не знаю, Катюш. Просто у нас с твоей мамой оказались разные взгляды на довольно важные вещи. Честно, я не знаю, как решить этот конфликт.
Катя заплакала. А мужчина тут же обнял ее.
— Ну, ты чего? Я же не сказал, что брошу тебя!
— Все это ложь! Мой папа ушел, когда мне было три. И больше я его не видела. После развода я оказалась ему не нужна. И точно не буду нужна тебе.
— Это не правда. Ты же для меня близкий человек.
— Я не хочу, чтобы вы разводились. Ты же для меня, как отец. Настоящий отец! Не тот, который возьмет и бросит нас, потому что вы с мамой поссорились! Я же тебя люблю!
Ярослав чувствовал, как в горле появился ком.
— Я тебя тоже люблю, Катюш.
— Тогда помиритесь с мамой. Ты должен быть с нами.
А тем временем мама обнаружила, что Кати нет. Она позвонила ей, но у нее сел телефон. И тогда, не зная, что делать, она позвонила Ярославу.
— Ты что, не сказала маме, куда поехала? – спросил он, когда успокоил жену.
— Нет. Не хотела, чтобы она меня отговаривала.
— Ладно, поехали, я тебя отвезу домой.
— И останешься?
— Давай так: я зайду, и мы попробуем с твоей мамой спокойно поговорить.
Катя закивала. Большего она и не просила.
Они долго говорили, а потом Ярослав зашел к девочке в комнату и сказал, что он остается.
— Знаешь, ты была права. Глупо все это было. Нельзя из-за одной ссоры ставить под сомнение всю нашу семью. Иногда я думаю, что мне надо повзрослеть.
Катя улыбнулась и крепко обняла отчима.
— И у нас теперь будет дача? – тихо спросила она.
— Будет, — рассмеялся Ярослав.
Уходя из комнаты Кати, он на миг остановился.
— Знаешь, я тут подумал: если ты хочешь, можешь называть меня папой. Но если тебе комфортнее по имени, то пусть будет так. Тебе решать.
Катя кивнула.
— Хорошо, я попробую. Спокойной ночи, пап.
Засыпая, Ярослав думал о том, как отец Кати мог так спокойно уйти. Да, в жизни случается всякое, но как можно отказаться от такого счастья, когда твоя дочь говорит тебе: «Спокойной ночи, папа». Ему даже было жаль этого человека, ведь он никогда не станет счастливым. Он лишился главного в своей жизни. Но, благодаря ему, Ярослав это счастье обрел.