– Максим, на плите – готовый ужин, а в холодильнике – уйма продуктов! Поешь то, что хочешь. Не вижу смысла жарить котлеты на ночь глядя. Приготовим их завтра.
– Но ты сама говорила, что я ничего не делаю по дому и не вношу свой вклад! Я тебя услышал! Зашел после работы в магазин и купил котлеты, хотя и очень устал. Так захотелось! А тебе трудно их просто пожарить! – возмутился Максим.
– Максим, но я тоже пришла с работы и сразу же встала к плите. Ужин готов. Я тоже устала. Если не можешь потерпеть до завтра, пожарь их сам, – Анна снова взяла книгу и погрузилась в чтение. Но насладиться любимым романом не удалось.
Максим ворчал без остановки. Он ходил по квартире и говорил, что его жена стала слишком высокомерной и заносчивой. А ведь даже в Библии говорится, что она должна во всем подчиняться мужу.
Анна не вытерпела. Она встала с кровати и вышла из супружеской спальни. Она решила поговорить с мужем, несмотря на поздний час. Больше так продолжаться не может:
– Макс, ты так изменился в последнее время! Что происходит? Ты вечно не доволен! По-твоему, я должна работать до позднего вечера, а потом заступать во вторую смену на собственной кухне? Я, конечно, поняла бы твои обиды. Но ужин готов! Неужели ты сегодня не можешь поесть то, что уже приготовлено? К чему переводить продукты? Я пожарю эти котлеты завтра!
– Ань, ты просто вконец обнаглела! Ты сама не замечаешь, как ты себя ведешь! Я получил хорошую должность, ты ни в чем не нуждаешься! А тебе трудно пожарить пару котлет для добытчика?
– Макс, ты – добытчик? – Аня усмехнулась, – а, кто же я тогда? Жалкая приживалка и нахлебница? Заметь, я получаю столько же, сколько и ты. И потом, ты, кажется, забыл, что стал хорошо зарабатывать всего полгода назад! Пока ты учился и менял работы почти все расходы были на мне!
Максим ошарашенно посмотрел на жену и ничего не сказал. По его мнению, Аня совсем распоясалась. Она приходила с работы, готовила что-то на скорую руку, утром подавала бутерброды или омлет и считала, что выполнила свои обязанности! А теперь вот еще и упрекает тем, что он стал приносить домой деньги только недавно. Это ни в какие рамки не лезет! Он решился на крайние меры:
– Я подам на развод, если ты не изменишься! Ань, я не хочу рушить нашу семью. Но ты стала наглой! Возомнила себя неизвестно кем!
Максим громко отхлебнул чай из своей чашки и, со стуком поставив ее на стол, удалился из кухни.
Аня растерялась. Вот так номер! Ее Максим собрался с ней развестись. А ведь еще совсем недавно он полностью от нее зависел. Женщина усмехнулась. А где же он намерен жить после развода? Опять к своей мамочки что ли подастся?
Расстроенная, но уверенная в своей правоте, женщина легла на диван. Переночует тут, в зале! Но ей не спалось. В последнее время они с Максимом спали вместе все реже.
То Максим перебирался на диван, то Аня. Спать на нем было неудобно. При каждом движении он скрипел. Вот и сейчас из его нутра раздавались тяжелые, надрывные скрипы.
Аня стала вспоминать свою прошлую жизнь с Максимом. Ведь он не всегда был так уверен в себе. Она даже не могла предположить, что он заговорит о разводе.
Они познакомились в зрелом возрасте. Обоим было под 30. Но Аня к тому времени крепко стояла на ногах. Она получила диплом, работала в крупной компании и даже купила квартиру.
Максим был в статусе «вечного студента». Он несколько раз отчислялся из института, потом восстанавливался, перебивался случайными заработками и все никак не мог найти свое предназначение.
Макса не смущало то, что все его друзья уже остепенились. Они создали крепкие семьи, нашли хорошую работу и стали самостоятельными людьми. А Максим все никак не мог выбраться из-под крылышка мамы.
Ту, конечно, уже тоже стала напрягать эта ситуация. Великовозрастный сын не стеснялся просить деньги на свои потребности. Он считал, что мать должна и обязана делиться с ним сначала своей зарплатой, а потом и пенсией.
С Аней они познакомились случайно. В тот день Макс крупно поссорился с матерью и сидел на лавочке во дворе. Симпатичная молодая женщина подвернула ногу прямо перед ним. Сломался каблук.
Максим, маясь от безделья, вызвался ее проводить. По дороге они разговорились. Затем последовали свидания. Аня была поражена тем, что ее новый знакомый никак не может получить диплом. Выяснилось, что у них смежные профессии. Девушка вызвалась помочь.
К тому времени Макс уже обосновался в ее квартире. Теперь функции родительницы взяла на себя Аня. Она готовила, убирала, стирала, а по вечерам писала для него контрольные и курсовые. Ей хотелось, чтобы любимый получил образование и нашел престижную работу, как и полагается мужчине.
Макс в то время называл ее своей спасительницей. Педагоги в университете были довольны. «Вечный» студент взялся за ум. Он стал уверенно сдавать зачеты. Дело шло к защите диплома.
Аня любила Максима. Она вовсе не считала, что делает одолжение, и он чем-то обязан. Когда он в очередной раз говорил, что она его спасительница, женщина скромно отвечала:
– Ну что ты, Макс! Вот ты получишь диплом, найдешь работу и будешь тоже пополнить семейную копилку. А если вдруг что случится, поможешь и мне. Муж и жена – одно целое! Мы должны помогать друг другу!
После свадьбы к ним в дом зачастила свекровь. Ольга Петровна считала своего сына гением. Она не раз говорила невестке:
– Ты только посмотри, Аня! У него в зачетке – одни «пятерки»! Он – гений! Вот получит диплом и станет профессионалом!
Аня молчала. Она не говорила о том, что пишет за мужа все курсовые и подготавливает его к устным предметам. Ей не хотелось портить отношения со свекровью. Пусть считает, что ее сын – непризнанный талант!
Но время шло, а гений так и не собрался реализовать свое способности, после защиты диплома, оказалось, что его никто не хочет брать на работу. Везде требовались опытные сотрудники. И снова Аня пришла на помощь.
Она договорилась со своим руководством о том, чтобы супруга взяли в штат. Должность была небольшой, зарплата – скромной, но именно так приобретается тот самый, нужный опыт.
Целых три года Аня полностью обеспечивала мужа. Свою зарплату он никогда не отдавал жене и не покупал что-то для дома. Однажды Аня попросила его оставлять часть заработка ей, на питание.
Но Макс возмутился. Он сказал:
– Ты, что попрекаешь меня? Хочешь намекнуть, что я питаюсь за твой счет?
Аня была категорична:
– Я не намекаю, Макс, я прямо говорю! Я трачу всю свою зарплату на содержание квартиры. Я не могу купить себе даже духи! Почему ты не вносишь свой вклад в семейный бюджет? Раньше ты учился, я ничего не говорила, но сейчас тебе платят!
– Анька, да что мне там платят? Гроши! Хватает только на проезд! Скажи: «спасибо», что мне у тебя не приходится просить! Сама виновата! Могла бы устроить меня на должность получше!
Ана почувствовала обиду. Но подумала, что Максу, наверно, просто неловко. Ведь ее считают ведущим специалистом в компании, а он так, мальчик на побегушках.
И Аня решила переговорить со своим руководством. У нее были хорошие отношения с начальством. Ее ценили и уважали. К ней обращались со сложными вопросами. Ее мнение считали важным.
А потому, когда она указала на своего мужа и попросила сделать его начальником отдела, руководитель согласился. Он не видел причин для отказа. Аня заверила его, что подстрахует неопытного специалиста.
Так, Аня стала работать на двух ставках. Максим весь день просиживал в своей кабинете. Он только ставил подписи на бумагах, а со всеми вопросами персонал шел к Ане. Сотрудники быстро поняли, кто работает здесь на самом деле.
А Максим стал крайне гордым и самоуверенным. Его зарплата стала такой же, как и у жены. Он быстро оформил на себя кредит и купил машину. Аня попыталась выступить против. Но доводы мужа ее убедили. Он сказал:
– Ань, я начальник отдела. Стыдно, что я приезжаю на маршрутке! К тому же у тебя есть машина!
– Я о том и говорю, Макс! Мы не потянем две машины. Машину нужно содержать! Это дорого. Мы прекрасно добираемся до работы вместе!
– Не могу же я всегда просить тебя отвезти меня, куда нужно! Что, я не мужик что ли?
Аня опять согласилась. Но ее уже стали раздражать выходки Максима. А еще больше злила его мать. Ольга Петровна стала указывать невестке на то, каких высот добился сын.
Она считала, что новый статус Макса – только его заслуга. Аня не пыталась ее переубедить и скромно молчала.
Неизвестно, сколько бы продолжалась эта ситуация, но Максим стал вести себя как настоящий тиран. Он упрекал Аню в том, что она плохая хозяйка. По его мнению, она плохо стирала, плохо гладила, готовила то, что он не любит.
Более того, она постоянно просила что-то купить! То ей было нужно купить мясо, то шкафчик в кухню, то запчасть для машины. При этом, она не давала денег! Ему приходилось расплачиваться своей карточкой! А это недопустимо!
Мать подливала масла в огонь. Теперь Макс часто к ней заходил и жаловался на жену:
– Не думал, что Анька такая меркантильная. Ей все время всего мало! То это купи, то – то! Мне ничего не остается!
– Макс, да, Аня показала свое истинное лицо только сейчас. Может, вам развестись?
– А где мне жить? Снова с тобой? Квартира-то Анькина, она купила ее до брака, – вздыхал сын.
– Ну, может, возьмешь ипотеку? – предлагала мать. Перспектива, что сын вернется к ней, ее не радовала.
– Ага, щас! – восклицал Макс, – есть прекрасная квартира! А я должен залезать в долги и платить чужому дяде! Я еще кредит за машину не выплатил!
И он снова шел к Ане. Как-то он разговорился со своим дядей. Тот был запойным. В минуты трезвости он пытался вести достойный образ жизни. Но у него не получалось. А только потому, что он считал свое состояние болезнью. Он посоветовал племяннику поставить жену на место.
Макс решил принять во внимание совет. Именно тогда его придирки к жене стали просто невыносимыми.
Вот и сегодня он потребовал пожарить котлет, хотя часы показывали почти полночь. Аня не пренебрегала своими обязанностями. Ужин был готов. Вставать к плите во второй раз за вечер она не стала. И считала себя правой.
Но на утро она решила поговорить с мужем:
– Макс, ты стал слишком требовательным в последнее время. Не забывай, я тоже работаю. К тому же, это я делаю все отчеты за тебя! Давай договоримся и будем делить домашние обязанности пополам. Мне будет хоть немного легче!
– А от чего ты устала? – засмеялся Максим, – бегаешь целый день по офису с бумагами, никому работать не даешь!
– Хорошо, тогда я больше не буду заполнять за тебя сведения и делать отчеты! Бегай по офису сам!
– Ну, если ты хочешь подвести свое руководство, давай поступим именно так! Наш главный не погладит тебя по головке. Ведь это ты предложила сделать меня начальником отдела. С тебя и спрос!
– Какая наглость, Максим! Ты ведешь себя ужасно! Что с тобой случилось?
– Мне просто надоело жить по твоей указке! Я взрослый и самостоятельный мужчина! Я хочу жить своей жизнью!
– Ну, хорошо. Раз ты взрослый и самостоятельный, забери хотя бы машину из автомастерской! Я сегодня не успею!
– Ты никогда ничего не успеваешь! Дай денег, заберу! Это твоя машина.
– Макс, ты позавчера получил зарплату! А я на свои деньги купила тебе новый костюм, еду на месяц, оплатила коммуналку и отложила часть на отпуск! Мы хотели поехать на море! Ты помнишь?
– Ань, нет у меня денег! Я тоже заплатил кредит за машину. А потом мне позвонила Галя, двоюродная сестра, ты ее знаешь, и попросила в долг. Да еще дядя Борис признался, что хочет вылечиться, но стесняется просить денег. А ведь ты знаешь, такие центры стоят дорого!
– Макс! Ты меня удивляешь! Галя – здоровая и молодая женщина! Почему она не работает?
– У нее четверо детей! Когда ей работать?
– Но ведь она была должна подумать об этом, когда рожала второго, третьего, а тем более четвертого ребенка без мужа?! А этот дядя Борис? Я помню, он просил уже у меня денег на лечение и реабилитацию. Это было полгода назад! И я ему дала. И что я узнала? Что он ушел в запой и гулял два месяца! Его чуть откачали! Меня все ругали, что я дала ему эти деньги. И ты тоже!
– В этот раз он был убедителен! Я не мог ему отказать! А Галя не виновата, что ей не везет в личной жизни! Впрочем, как и мне! Видно, у нас это семейное!
Аня даже не нашлась что сказать. Она молча убрала со стола, перемыла посуду после завтрака и уехала на работу. Максим крикнул ей вслед:
– Подстрахуй меня, скажи, что я не здоров! Сегодня повтор матча транслируют! Я с этой работой даже не посмотрел! Останусь дома сегодня!
Из глаз Ани потекли злые слезы. Она поняла, что все ее старания были напрасными. Максим не стал тем, кем сам хотел себя видеть. Он получил помощь и возможности. Но по-прежнему ждал, что за него все будут делать!
Но она заставила себя успокоиться и сосредоточиться на работе. К обеду она вспомнила, что сегодня Максим должен был сдать отчет. А потому, она вместо положенного перерыва, решила заняться его делами. Подводить руководство не хотелось.
Аня зашла в кабинет мужа и открыла компьютер. Максим вчера не закрыл страницу приложения онлайн-банка. Аня с удивлением изучала его счета. Оказалось, что все эти полгода он регулярно переводил крупные суммы Галине и дяде Борису.
А ведь он говорил ей, что платит кредит всей зарплатой! Якобы хочет, быстрее освободиться от долгов! Аня решила вернуться к разговору с мужем вечером. И он состоялся.
На все ее претензии Макс спокойно отвечал:
– Они – моя семья! Я должен им помогать! Кроме того, я не обязан перед тобой отчитываться. Это мои деньги! Я трачу их на свою семью, а не на подруг или гулянки! Гордилась бы таким мужем!
– А я, значит, уже не твоя семья? Я должна платить по всем счетам, пока ты помогаешь здоровым людям удовлетворять прихоти! Они могут работать! И обеспечивать себя сами!
– Анька, какая ты зануда! Я спать пошел. Эти разговоры меня утомляют.
Сегодня на диване спал Максим. Утром супруги не разговаривали. Аня уехала из дома первой. Но Макс так и не появился в офисе. Женщина не беспокоилась.
Она считала, что муж снова остался дома смотреть футбол. А потому привычно прикрывала его перед начальством.
Звонок мобильника отвлек ее от работы. На экране высветилось имя мужа. Анна взяла трубку с робкой надеждой на то, что он хочет извиниться. Максим едва слышным голосом говорил:
– Ань, я попал в ДТП. Я весь переломан. Приезжай, пожалуйста.
Испуганная Аня кинулась по адресу, который он указал. Максим, весь в бинтах, лежал на кровати. Он смущенно просил у жены стакан воды. Анна, подав пить, сказала, что хочет пообщаться с врачом.
И его вердикт был неутешителен. Специалист сказал, что муж проведет в кровати не менее двух месяцев. А потом потребуется реабилитация!
Аня снова пошла в палату. Максим выглядел жалко. Он со слезами на глазах сказал:
– Аня, что со мной будет? У меня кредит на машину! Больничный не покроет расходов! Реабилитация дорогая, я знаю. Не представляю, что я буду делать!
– Макс, сейчас не думай об этом! За твой кредит я буду платить. И тебя не брошу. Придется попросить твою семью, чтобы они позаботились о тебе. А я пока буду работать. Я сегодня видела твои счета. Ты не закрыл страницу банка. Там пусто.
Ты все деньги переводил дяде Борису и Галине. Пусть они пока поухаживают за тобой. Если я возьму отпуск, то не смогу заплатить за реабилитацию и твой кредит. Попросим твою семью!
Но никто не откликнулся на просьбы Ани. Ольга Петровна заявила, что не переносит запах палат, Галя сослалась на чрезмерную занятость, а дядя Борис ушел в очередной запой.
Максиму пришлось туго. Он целый день ждал, когда к нему придет Аня. Она приносила еду, чистую одежду и уходила снова. Аня стала другой. В ее взгляде появилось что-то жесткое.
Казалось, что она автоматически делает всю работу. Ее не волновали страдания мужа. Но все проходит. В наступил день, когда Максима выписали с явным улучшением.
Анна приехала, чтобы забрать его и отвезти домой. Максим уже предвкушал, как он сейчас будет проводить время дома: вкусно есть и отсыпаться на мягкой кровати.
Но машина Ани остановилась возле дома матери. Женщина внимательно посмотрела на мужа и твердо сказала:
– Здесь живет твоя семья! И ты теперь будешь жить с ней! Я подала на развод!